Наверно каждый взрослый человек сталкивался с таким чувством когда, заходишь в магазин игрушек и понимаешь, что — а в наше время такого не было 🙂
Теперь игрушки поют, двигаются, летают, разбираются, собираются и даже пардон, ходят в туалет. Как же в этом изобилие выбрать игрушку, чтобы она была не только яркой и красивой, но и еще максимально полезной и интересной для ребенка.
Детские психологи давно изучают тему выбора игрушек для детей и вот какие они дают рекомендации.
Дети выбирают игрушки не потому что они полезные или безопасные. Им нравится все шумное, яркое, цветное — поэтому среди детей так популярны герои из мультиков — Вспыш, Свинка Пеппа, Щенячий Патруль, трансформеры и так далее. Я ничего против не имею подобных игрушек, самое главное чтобы они были безопасны для детей. Ведь примерно 10% от продаваемых игрушек потенциально опасны. И дело не в том, что они могут быть сделаны из вредных материалов. По мнению психологов, некоторые игрушки могут вызвать агрессию у детей.
Мы же родители стараемся выбрать такие игрушки, которые научат нашего ребенка читать, писать и развиваться. Но оказывается ребенок лучше развивается в общении и для ребенка полезнее те игрушки, которые будут его подталкивать к самостоятельной игре или игре со сверстниками.
Еще один важный фактор — игрушка должна соответствовать возрасту. Иногда папы покупают двухлетнему ребенку радиоуправляемые машинки, и удивляются почему сыну это не интересно. А мама покупает шестилетнему сынишке плюшевого зайца, на которого он не обращает внимание.
Игрушки для детей от 0-12 месяцев
- Погремушка — очень важная игрушка в этом возрасте, несмотря на свою простоту, она развивает концентрацию внимания, зрение и слух новорожденного.
- Мобиль в кроватку или подвеска в кроватку — малыш разглядывая игрушку, учиться сосредотачивать взгляд.
- Неваляшка — образ человека или животного, привлекает внимание звуком.
- Игрушки с клавишами и звуком — удовлетворяет ребенка в желании шлепать ручкой. Клавиши или кнопки должны быть с ладонь ребенка, тогда он с удовольствием будет стучать по ней.
- Развивающие книжки или игрушки, сделанные из разных материалов (бархат, атлас, фетр). Развивает мелкую моторику, знакомит ребенка с яркими цветами, текстурой материала.
Игрушки для детей от года до 3 лет
В этом возрасте ребенок познает себя и окружающий мир, ему все интересно и любопытно.
- Пирамидка — позволяет развить точность и ловкость движений, концентрировать внимание, различать детали по форме и цвету, развивает мелкую моторику и воображение.
- Кубики — можно начинать что-нибудь строить и фантазировать.
- Машинки — активно начинают использоваться в сюжетных играх.
- Куклы — незаменима для сюжетной игры для девочек. Психологи утверждают, чем проще кукла, тем больше возможностей с ней играть, а это в свою очередь, развивает мышление и воображение ребенка. Помните, в каких пупсиков мы (взрослые) играли.
Игрушки для детей от 4 до 7 лет
В этом возрасте ребенок старается по максимуму проявить свою самостоятельность.
- Конструктор — в выборе конструктора важно, чтобы ребенок мог им пользоваться без помощи взрослого, что бы максимально проявить фантазию и воображение. Желательно, чтобы инструкция была понятна для детей, без сложных схем. Конструктор развивает в ребенке сосредоточенность, мелкую моторику и точность в движениях.
- Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща. А еще наборы для совместных игр хорошо использовать, чтобы вовлечь в общение с ребенком всю семью.
- Образные игрушки — это игрушки в образе человека или животного. С помощью таких игрушек ребенок проигрывает жизненный опыт и отрабатывает различные ситуации из жизни человека. Девочка играя с куклой и посудкой, учится быть хозяйкой и матерью в будущем. Мальчик играя с роботом или солдатиками, учиться быть защитником.
- Пазлы — отличный способ вырабатывать усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания у ребенка.
Игрушки для детей от 7 до 10 лет
В этом возрасте дети еще играют в игрушки не стесняясь, но подбор их должен быть более тщательным.
- Конструкторы. Сейчас есть очень сложные и от этого не менее интересные конструкторы с большим количеством деталей, с элементами архитектуры и ландшафта, с фигурками людей. Конструкторы типа Лего любят не только дети младшего возраста, но и более старшего возраста.
- Партнерские игры — морской бой, настольный футбол или хоккей — учат прогнозировать свои действия, внимательности, собранности.
- Наборы для творчества — мыловорение, бисероплетение, научные опыты, эксперименты и т.д.
Как видите в этом списке игрушек нет планшетов, компьютеров и телефонов. Даже несмотря на то, что в последнее время эти гаджеты стали лучшим подарком для ребенка, на мой взгляд, их нужно дарить в школьном возрасте, но не как замену игрушке.
Учите своих детей играть в игрушки и давайте им больше живого общения, проводите с детьми больше времени и познавайте мир вместе с ними!
Еще на эту тему:
Раньше покупала много игрушек. В квартире не было свободного места, чтобы не наступить на игрушку) На балконе, в шкафах, везде были игрушки)) И… дети в них не играли, игрушки лежали-пылились и ждали своей участи, дождались. С детьми перебрали, выкинули и раздали много игрушек, которые хорошего качества, но в которые дети не играют. Сейчас у нас минимум игрушек, но зато те, которые интересны детям. И теперь стараюсь отдавать предпочтение развивающим игрушкам/конструкторам/пазлам/настольным играм, а не тысяча-первой по счету машинке или сто тридцать третьей кукле)
Еще не каждый ребенок готов с легкостью расстаться со своими игрушками, даже с теми, которыми не играет уже давно. Но в любом случае вы сделали правильно, за одно и освободили помещение от лишнего)
У нас в детстве было много игрушек. И я любила играть даже в машинки и паровоз.